«...Как-то раз у меня не даче в сарайчике, где я держу инструменты, поселились осы.
Весной молодая матка соорудила из серой бумаги маленький незаметный шарик
и вывела в нем первое поколение рабочих ос. Те быстренько вывели следующее.
Короче, когда летом мне что-то понадобилось в сарайчике, на меня накинулась
целая эскадрилья желтых ядовитых защитников бумажного гнезда, успевшего
разрастись аж до размеров дыньки «колхозница». Еле ноги унес. Все это мне
не понравилось, и вечером я осторожно подкравшись, сбил гнездо в ведро
с кипятком. Соты с личинками и большинство ос, включая матку – погибли. Остались
в живых лишь десятка полтора насекомых, которые в этот момент летали за добычей.
Вернувшись, они не нашли ни дома, ни деток и беспорядочно кружили и ползали
вокруг того места, где раньше висело гнездо. Когда я через пару недель заглянул
в сарай, то обнаружил на месте гнезда свежеотстроенный бумажный сот неправильной
формы и бестолковое подобие оболочки. Десяток рабочих ос сидели неподвижно либо
копошились в этом подобии гнезда. Заметив меня, они предприняли лишь вялую
попытку демонстрации обороноспособности. У них не было матки, а значит не было
личинок. А значит и биологического смысла строить гнездо и таскать туда корм —
не было никакого. Но врожденная программа конструктивисткого инстинкта, прошитая
в их маленьком мозгу, заставляла их снова и снова летать за новыми порциями
стройматериалов и лепить соты. Вечером я уничтожил оставшихся насекомых
с помощью привезенного из города баллончика дихлофоса. Российские мужчины сильно
напоминают мне этих самых ос.
Взять например, трудоспособного молодого гастробайтера, приехавшего из Средней
Азии на заработки в Россию. Он трудится, четко понимая, зачем он это делает.
Он знает, что на заработанные деньги он построит дом, женится, вырастит детей.
Он знает точно, что жена ему не изменит и не отберет у него детей и дом вместе
с его инвестициями труда, здоровья и лет жизни. Он знает, что будет уважаем
и любим детьми и родичами. Он знает, что даже если что-то с ним случится, если он
не сможет лично воспитывать детей, будучи на заработках, то мулла и родственники
воспитают его детей правильно. И он знает, что встретит свой смертный час в почете
и уважении, окруженный любящими детьми и внуками. У него есть смысл работать.
Его стратегические инвестиции защищены и окупятся. У него есть смысл жить. И есть
что защищать.
Теперь посмотрим на среднего трудоспособного молодого россиянина. Он смотрит
вокруг себя, и видит картину, которая его вовсе не вдохновляет на трудовой подвиг.
(...)»